Теория игр и экспериментальная экономика онлайн
Лаборатория экспериментальной экономики ФПМИ приглашает школьников, закончивших 9-11 классы на бесплатный курс «Теория игр и экспериментальная экономика онлайн»
Участвуя раз в неделю в серии лабораторных экспериментов, вы получите полезные знания по теории игр и экспериментальной экономике. Разбор проведенных экспериментов позволит понять, насколько по-разному люди принимают решения и от чего это зависит.
В этом курсе вы узнаете:
- Что такое экспериментальная экономика;
- Как теория игр помогает изучать социально-экономические ситуации;
- Почему решения, принимаемые людьми в реальных экономических взаимодействиях, часто отличаются от рассчитанных теоретически;
- Какие психофизиологические аспекты влияют на процесс принятия решения.
Во время занятий вы будете:
- Разыгрывать теоретико-игровые и экономические ситуации, зарабатывая учебные очки;
- Анализировать групповое и индивидуальное поведение на основании протоколов игр;
- Обсуждать особенности принятия решений в игровых ситуациях в зависимости от психологических типов участников.
Цели:
- Дать слушателям начальное представление об экспериментальной экономике и теории игр.
- Научить анализировать экспериментальные данные.
- Провести апробацию полного курса по ЭЭ и ТИ.
Аудитория:
школьники старших классов, абитуриенты ФПМИ. Слушатели обладают школьными знаниями по математике.
Технические требования:
есть устойчивый доступ в Интернет, браузер, Zoom.
Формат курса:
еженедельные семинары в Zoom, эксперименты, самостоятельная работа: анализ данных экспериментов, решение задач.
Программа курса
Занятие 1. Вводное занятие. Статические игры с полной информацией.
Знакомство с преподавателями. Структура и особенности курса.
Что такое экспериментальная экономика и зачем она нужна.
Игра: Дилемма заключенного.
Обсуждение результатов.
Равновесие Нэша.
Обсуждение задания: как анализировать данные.
Занятие 2. Экономические приложения статических игр с полной информацией.
Проверка задания: учащиеся показывают выполненные работы и рассказывают о них.
Повторение: равновесие Нэша, сопоставление прошлого эксперимента с равновесием.
Примеры экономических моделей, основанных на статических играх с полной информацией.
Игра: общественное благо.
Обсуждение результатов.
Поиск РН в этой игре.
Обсуждение задания.
Занятие 3. Равновесие Нэша в смешанных стратегиях.
Проверка задания.
Игра: семейный спор.
Обсуждение результатов.
Поиск РН в этой игре.
Пример игры, в которой нет РН. РН в смешанных стратегиях. Поиск РН в смешанных стратегиях в игре «Семейный спор».
Занятие 4. Игры, наиболее приближенные к реальности.
Проверка задания.
Игра: пандемия.
Обсуждение результатов.
Чем эта игра отличается от того, что было ранее.
Обсуждение задания.
Занятие 5. Динамические игры с полной и совершенной информацией.
Проверка задания.
Игра: доверие.
Обсуждение результатов.
Чем эта игра отличается от того, что было ранее.
Поиск РН в этой игре, метод обратной индукции.
Обсуждение задания.
Занятие 6. Сигнальные игры и модели на них основанные.
Проверка задания.
Игра: рынок подержанных автомобилей.
Обсуждение результатов.
Выявляющее и скрывающее равновесия. Поиск этих равновесий для разных параметров игры.
Обсуждение задания.
Занятие 7. Сигналы на рынке труда. Модель Спенса.
Проверка задания.
О модели Спенса.
Игра: модель Спенса.
Обсуждение результатов.
Анализ модели.
Заключение. Подведение итогов курса.
Летний онлайн-курс по экспериментальной экономике и теории игр 2020
Отзывы участников
Артем Онучин, призер олимпиады физтеха по математике
Больше всего понравилась игра Пандемия. Хотел бы услышать о применении экспериментальной экономики и теории игр в реальных условиях (например, к игре финансовыми инструментами на фондовом рынке).
Горбулев Алексей, поступил в МФТИ в физтех-школу прикладной математики и информатики (ФПМИ) на направление «Прикладная математика и информатика», конкурсная группа «Математика и информатика».
Курс был довольно увлекательным, интересно было погрузиться в мир психологии и теории игр.
Мне понравилась больше всего игра в пандемию, которая была в одном из занятий. В ней всё сошлось: и разнообразие стратегий, и актуальная тема игры, и элемент случайности.
Будет ли подобный курс, но уже для студентов?
Евгений Веретенников, студент первого курса МФТИ (ФПМИ ПМИ), многократный победитель и призёр олимпиад РСОШ по математике (Ломоносов, Высшая проба, Всесибирская олимпиада), призёр и победитель РЭ ВсОШ по математике
Курс мне понравился своей необычностью. До этого я был на двух других курсах по Теории Игр (в Сириусе и на ЛОШ — суммарно 12 часов), но подобного (анализы, индивидуальная работа, учёт психологии при выборе стратегии, живые игры) ещё нигде не было Больше всего запомнились Пандемия и игра с Моделью Спенса, т.к. я никогда не встречал подобные игры (Пандемия вообще создана только в этом году).
Хотелось бы, чтобы курс длился дольше и рассказали бы больше моделей игр.
Карцева Ирина, поступила в МФТИ на программу двух дипломов “Системный анализ и управление» совместно с РАНХиГС. Я призер олимпиады физтех по физике.
Курс мне очень понравился! Было так интересно изучать теорию и на практике закреплять полученные знания. Анализы игр других ребят было интересно слушать. Каждый видит ситуацию по-своему. Также хочу отдельно отметить возможность узнать свой психологический тип. Мне очень было интересно общаться с Вами. Узнала про себя много нового. И конечно это сильно влияет на поведение и стратегию во время наших игр. Было интересно искать подобные закономерности. Надеюсь, мы ещё поработаем вместе! Я чудесно провела время и узнала много нового.
Больше всего запомнились игры «Битва полов» и «Пандемия»
Из пожеланий, хотелось бы побольше теории. Игры — это, конечно, интересно, но мне больше всего понравились домашние задачи на поиск равновесия Нэша. На последнем занятии мы немного узнали про сигнальные игры. Хотелось бы и дальше углубиться в теорию игр и понять поведение всех игроков во всех типах игр)))
Спасибо ещё раз огромное за этот замечательный курс!
Никита Гвоздков
Курс очень понравился, жаль, что был коротким. Особенно увлекли игры про Пандемию, Доверие и Продажу подержанных автомобилей.
Психологическое тестирование подтвердило то, что говорили школьные тестирования.
Спасибо Большое!
Ольга Пухова
Мне очень понравился курс. Для меня было очень важно, что ближе к концу курса было знакомство с ребятами, мы узнали друг друга, кто из какого города и чем занимается. Единственное, мне бы хотелось видеть больше примеров в теории, например чтобы мы разобрали не один случай нахождения РН в смешанных стратегиях на уроке, а хотя бы два. Просто вышло так, что мы разобрали матрицу 2:2, а все сложности, как мне кажется, возникают в матрице 3:3. Поэтому мне бы хотелось, чтобы на занятии мы хотя бы одну такую матрицу разобрали. Больше всего мне понравилась игра про коронавирус. В неё было интересно играть и потом разбирать результаты. Я сидела вечером, рисовала дерево заражённых, смотрела, какие люди каких стратегий придерживались и всё это так затягивало!
Очень интересно было услышать результаты своего тестирования. После разговора я задумалась о некоторых своих качествах, на которые не обращала внимания. И поняла, что всё, что мне сказали, действительно про меня! И так же, интересно было соотносить характеристики людей и их стратегии в играх.
Хорунжий Илья, победитель олимпиад “Phystech.International”, «Физтех», призер и победитель Республиканских олимпиад II и III этапов.
Понравилась Дилемма заключенного (самая первая игра). Было интересно анализировать игру, так как играли много человек, к тому же незнакомых. В последующих играх уже более-менее стало ясно, как будут вести себя участники, какие результаты они покажут. Безусловно, было интересно побеседовать по поводу результатов психологического тестирования. Это «изюминка» этого курса. Очень интересная беседа по поводу тестирований. Хотелось бы побольше психологических анализов на занятиях, к примеру, после игр.
Пожелания курсу: сделать занятия более динамичными.
- Анализы участников курса. Попросить, чтобы озвучивались только выводы, интересные факты. Без сложных, понятных только автору, графиков и таблиц. У каждого свой подход к созданию этого, и порой другим участникам сложно за короткое время понять, что же другие пытались сказать тем или иным графиком. Тогда можно будет услышать больше анализов и потратить гораздо меньше времени.
- Игры. Мое предложение уменьшить количество раундов в играх. Это приведет, как минимум, к тому, что больше человек будут делать анализы, так как, условно, проанализировать 10 раундов гораздо быстрее, чем 30. Конечно, это приведет к множеству одинаковых разборов и выводов. В таком случае право выступления на занятии будет предоставляться участникам, выполнившим задания и анализ раньше других.
Я не говорю, что нужно все игры сделать короткими, нет. Там, где это необходимо, пусть будет. В некоторых играх, к примеру, «Пандемия» количество раундов было почти оптимальным.
Хотелось бы, чтобы рассказывалось о том, как играли в те же игры другие категории людей. К примеру, люди постарше. Была ли схожесть в результатах. Были ли какие-то уникальные случаи, прецеденты.
Хотелось бы, чтобы было больше теории (не просто формул, например, как развивалась теория игр и экспериментальная экономика) и того, как теория игр связана с жизнью. Возможно, в каких еще сферах, кроме экономики, и каким образом используются эти же самые формулы, которые были предложены нам. Или случаи, когда прогнозы аналитиков в точности сбывались, или, наоборот, не сбывались, и почему. Думаю, многим будет интересно, как используется теория игр на выборах. Обобщая этот пункт, больше каких-то
историй (можно на середине или в конце занятия, чтобы не терять внимания слушателей).
В любом случае, хочется поблагодарить Вас за Ваш труд и организацию этого курса! Ваша идея создания летней школы замечательна! Я желаю успехов Вам в этом начинании. У Вас отличная база знаний и много опыта, поэтому, я не сомневаюсь, что через несколько лет этот курс будет одним из лучших среди дисциплин теории игр и экспериментальной экономики.
С наилучшими пожеланиями команде создателей этого курса,
Хорунжий Илья.
Артем Дьяченко, “Шаг в будущее” – призёр II степени по инженерному делу (программирование), Пригласительный школьный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике – победитель, олимпиада по информатике ЛОШ – призёр II степени – это основные достижения. Также я прошёл во многие финалы перечневых олимпиад и по информатике, и по физике. Участвовал в различных чемпионатах и фестивалях по программированию (RuCode, например), занимался проектной деятельностью.
Курс очень понравился. Это, безусловно, интересно — проецирование теории игр на различные жизненные ситуации и анализ поведения игроков как с математической, так и социальной точки зрения. Больше всего понравилась игра Пандемия. Было много вариантов действий и стратегий. Очень интересно было побеседовать по результатам психологического тестирования. Мне в принципе интересно узнавать что-то о себе. К тому же я во многом убедился и подтвердил для себя некоторые вещи. Хотелось бы услышать больше информации о влиянии темперамента человека на его поведение.
Виданов Андрей
Мне очень понравился курс, было интересно участвовать в играх, а также узнавать оптимальные для выигрыша в них стратегии и сравнивать их с собственным поведением. Больше всего мне запомнились игры «Общее дело» и «Лимоны и персики», так как мне показалось, что они хорошо моделируют ситуации, с которыми мы часто встречаемся в реальной жизни. Было полезно пообщаться по поводу результатов психологического тестирование, которое помогло мне понять, благодаря чему я могу повысить собственную эффективность. Большое спасибо организаторам за проведение курса.
Руслан Касимов
Курс понравился, особенно сам процесс решения задач и участие в играх. Игра про эпидемию и про вклады участников понравились больше всего. Очень было интересно узнать некоторые особенности моего характера в ходе беседы по результатам психологического тестирования. Пройти дополнительные тесты (которые вы отправили, не было времени), но хотелось бы побеседовать с Вами еще раз по их результатам.
Светлана Ткаченко
Очень понравился курс, огромное спасибо. Было действительно интересно узнать, что такое экспериментальная экономика, поучаствовать пусть даже в самых простых экспериментах, проанализировать результаты игр. Если честно, с нетерпением ждала каждого следующего урока. Больше всего мне нравится делать анализ результатов, это стало серьёзной причиной для более подробного изучения новых для меня библиотек Python для работы с большими данными, а также помогло определиться с тем, чем я хочу заниматься в будущем. Уроки и домашние задания отвлекали от проблем с поступлением, за что я особенно благодарна руководителям курса.
Больше всего понравилась игра «Семейный спор». До этой игры у меня сложилось впечатление, что игрок с просоциальным поведением не может получить высокий выигрыш, что, конечно, немного разочаровывало. Делать домашнее задание по этой игре было особенно интересно, потому что там наконец-то появилась более сложная математика (надо было считать равновесие в смешанных стратегиях, это правда интересно). Самый увлекательный анализ был по игре «Пандемия», особенно порадовало задание нарисовать дерево заражений. Ещё замечательно, что нам сперва не показали, как оно должно выглядеть. Благодаря этому мы смогли подумать над тем, как мы представляем это дерево, а не мыслить шаблонами.
По экспериментальной экономике слишком много вопросов, их хватит, думаю, на ещё один курс ? Было бы интересно, например, поиграть в очень сложную игру, в которой никак не понять сразу, какая стратегия может привести к большому выигрышу. Узнать точно, что означает оптимальность по Парето, Байесово равновесие, как посчитать вероятности в смешанных стратегиях в таблицах больше чем 2 на 2, что делать, когда матрица получается вырожденной или значения вероятностей выходят за пределы от 0 до 1 (всегда ли это означает, что есть доминируемая стратегия, которую можно исключить), как выглядит настоящий анализ игр, как его делают, каково его дальнейшее применение.
Я поступила в МФТИ, так что приеду учиться и обязательно зайду к Вам в Лабораторию!