Памяти Меньшикова И.С.

Меньшиков Иван Станиславович

Иван Станиславович Меньшиков (01.02.1952 – 26.04.2020), ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской Академии наук, кандидат физико-математических наук, доцент Московского физико-технического института. Первым в России стал развивать направление «Экспериментальная экономика», создал две лаборатории: в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в 1991 году и в МФТИ в 2003 году. Но главное – талантливый, вдохновенный исследователь, любимый многими учитель и дружелюбный, энергичный и увлеченный человек. Его уход был неожиданным для всех, многие откликнулись и написали прекрасные воспоминания. Частично они опубликованы ниже. Это воспоминания его учеников. Если вы были знакомы и тоже хотите вспомнить Ивана Станиславовича, присылайте свои воспоминания по адресу or.menshikova@gmail.com

Сотрудники лаборатории экспериментальной экономики,
кафедры анализа систем и решений МФТИ

Коллеги, друзья!

26 апреля 2020 года скоропостижно скончался наш товарищ, доцент кафедры анализа систем и решений Иван Станиславович Меньшиков. Ушел из жизни выдающийся ученый в области теории игр и принятия решений, экспериментальной и поведенческой экономики.  Иван Станиславович окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, защитил диссертацию под руководством Ю.Б.Гермейера и всю жизнь работал в Вычислительном центре Академии наук.  Читать дальше …

Александр Гасников (д.ф.-м.н, МФТИ), Евгения Гасникова (к.ф.-м.н.,МФТИ)

Почти каждый год курсы Ивана Станиславовича «цепляли» ярких студентов, что позволяло им себя проявлять. Об этом можно судить, например, по традиционной конференции МФТИ, на которой регулярно более 10 (а иногда и 20) докладов было в программе от секции Экспериментальной экономики. В основном это были доклады студентов, успешно сделавших тот или иной проект в рамках одноименного курса. Надо сказать, никакой другой курс, насколько мы знаем, никогда не порождал такого числа сопутствующих научно-практических результатов. Без преувеличения можно сказать, что отмеченный цикл курсов стал жемчужиной (одной из визитных карточек) направления подготовки «Математическая экономика» студентов ФУПМ. Так с чем же связана такая популярность?

Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос необходимо, на наш взгляд, сказать немного слов об Иване Станиславовиче. Большие габариты, громкий, хорошо поставленный лекторский голос и дружелюбная, спокойная манера речи располагала собеседников, и немного даже завораживала часть студентов, которые первый раз видели Ивана Станиславовича. Все что он говорил, всегда было по делу. Но, пожалуй, одна из главных его черт — это внимательное отношение ко всем окружающим. Многим, кто проходил через лабораторию Экспериментальной экономики, это сильно запомнилось. Причем это свойство Иван Станиславович разделял с Ольгой Ростиславовной (очень сложно что-то говорить об Иване Станиславовиче и не вспомнить Ольгу Ростиславовну, настолько органичным был их союз…). В совокупности с чувством «свободы» (творчества / выбора задачи), которое излучал Иван Станиславович, это становилось чрезвычайно привлекательным для студентов. Студентам давалась возможность себя проявить. В том виде, как это предлагал И.С. Меньшиков, мы, пожалуй, не видели ни до, ни после. Это, действительно, было что-то совершенно уникальное.

У Ивана Станиславовича много официальных учеников. Много неофициальных учеников. Все наши контакты с учениками Ивана Станиславовича однозначно говорили о чувстве глубокой благодарности ему. Иван Станиславович, действительно, многим студентам многое дал… Чем больше времени проходит, тем лучше все это понимаешь. За свои неполные 70 лет он смог сделать очень многое. Уход Ивана Станиславовича был совершенно неожиданным для нас всех. И.С. Меньшиков всегда излучал энергию. Казалось, что яркость его звезды со временем только увеличивается, а мастерство шлифуется… Скоропостижный уход Ивана Станиславовича — огромная потеря не только для всех, кто его окружал, но и для большого числа людей среди тех, кто имели возможность хотя бы раз с ним пересечься (на лекциях, по работе, …). Это был ярчайший человек и выдающийся специалист в своей области. Его работа на ФУПМ принесла факультету огромную пользу. Разработанные с коллегами подходы, будем надеяться, надолго сохранятся в учебных программах и практикумах школы Прикладной математики и информатики МФТИ, а его ученики и ближайшие коллеги будут продолжать его дело.

Читать полностью …

Евгения Лукинова,
Постдокторант, Erich Lab, Инcтитут мозга и когнтивных наук NYU-ECNU, Нью-Йорк, Шанхай, Китай

Не стало Ивана Станиславовича Меньшикова.
Вчера у меня не было слов, к вечеру появились мысли, но, как же тяжело их перевести в слова. Спасибо! За страсть к науке, которая у меня появилась на стыке бакалавра и магистра, лекций по теории игр и семинаров по экспериментальной экономике. За шанс и амбиции, которые потянули меня учиться в Штаты. За привязанность к alma mater — лаборатории экспериментальной экономики на Физтехе. За возможность быть соавтором научных статей и грантов, вернуться в Россию и проводить эксперименты в родной лаборатории, передавать знания новым поколениям студентов. За стремление к постоянному поиску новых знаний и научных интересов.

Кто и что я сейчас стало возможным благодаря Ивану Станиславовичу и Ольге Ростиславовне. Память бессмертна. Пусть недописанное мной письмо год назад про возможность сотрудничества на тему схожести и различия поведения людей и животных подкрепляет эту память.

Читать полностью …

Михаил Мягков,
профессор Института когнитивных и поведенческих наук Орегонского университета

Я много думал последние дни об Иване Станиславовиче, и знаете, я все время ловил себя на мысли о том, что я все время вспоминал какие-то моменты, которые были не столько связаны с наукой (я думаю про то, какой он был прекрасный ученый и что главное — мыслитель, много, кто написал), сколько с проявлением его необыкновенных человеческих качеств, которые оставили во мне больший след.

С ним было хорошо находиться рядом. Я хорошо помню момент, когда я его увидел первый раз. Это было весной 1988 года на ВЦ. Тогда нам, третьекурсникам МФТИ, нужно было найти себе «шефа», и ученые на ВЦ делали презентации про свои исследования. Я, конечно, тогда мало что понимал, а про теорию игр вообще никогда не слышал, но я хорошо помню, что увидев и услышав Ивана Станиславовича, я точно решил, что попробую к нему напроситься. В отличие от других, от него исходил дух неподдельного интереса к тому, что он делает, свободы мысли плюс полное отсутствие высокомерия. Его природная интеллигентность была настолько искренна, что я больше всего боялся, что он меня не возьмет. Как сейчас помню, он был одет в коричневую замшевую куртку и все время улыбался и шутил. Было видно, как ему нравилось то, что он рассказывал. Наверное, тот факт, что прошло 32 года, а я все еще пишу статьи по теории игр – это во многом его заслуга. Мне очень с ним повезло.

Еще он меня всегда восхищал как глава Вашего прекрасного семейства. Есть вещи, которые нельзя приукрасить. Я когда смотрел на вас с ним, то не испытывал ничего кроме восхищения и, если честно, белой зависти. Так получилось, что до вас я не видел таких счастливых семей. Я часто вспоминаю, как он возил на своих маленьких жигулях большую виолончель, чтобы дочка Таня могла заниматься тем, что любила, хотя он никогда не имел отношения к музыке.

Ольга Ростиславовна, я, правда, не могу себе представить, как Вы без него будете жить. Для меня Вы и он – это какое-то единое целое. Я с огромным удовольствием готов помочь Вам в тех начинаниях, которые он не закончил. Необыкновенный был человек Иван Станиславович, и необыкновенно трудно писать «был». Для меня он всегда есть.

Юрий Журавель, выпусник МФТИ

А если в двух словах, то Иван Станиславович был примером настоящего учёного, человека, который ищет смысл, в не академическую карьеру. Он и Физтех любил из-за людей исследовательского типа, которые там работают и учатся. Ещё ему было грустно, что после его поколения в ВЦ толком никто не пришёл. Нет смены. Это было важно — передать интерес. Огонёк интереса, который он сам получил от Гермейера, своего учителя,  о котором он говорил с большим пиететом. А ещё уютный дом, атмосфера старой академической Москвы. И рыжий терьер Смайл, и кошка Анфиса. Да что говорить, для меня знакомство с Иваном Станиславовичем было пропуском в другой мир. А ещё он два раза меня устроил на работу. Во втором случае это было особенно ценно. Не только в материальном смысле. Это был поворот моей карьеры в риск — менеджмент и определил мою жизнь на все последующие 18 лет. А ещё он был весёлым, относился к студентам уважительно и даже дружески, доверял им, давал возможность показать себя, проявить инициативу.

Алексей Голубцов, выпусник МФТИ

Несколько дней назад не стало Ивана Станиславовича. Это был мой преподаватель, научный руководитель и человек, которого я считаю одним из своих учителей. У меня все эти дни много эмоций, переживаний, душевного отклика; много сочувствия и мысленной поддержки в адрес семьи. Иван Станиславович – человек, который для меня много значит, и которому я очень благодарен.
Иван Станиславович – выдающийся специалист в области теории игр. Он многие годы работал в ВЦ РАН (Вычислительный Центр Российской академии наук) и был преподавателем МФТИ (Московский Физико-Технический Институт).

Чтобы подчеркнуть его значимость для науки я хочу сделать акцент на одном моменте. Он был основателем первой Лаборатории экспериментальной экономики в России. Причем ещё во времена СССР, в 90-е годы. Это было супер новое направление и для России, где сами рынки только начинали появляться, и для всего мира тоже. Позже, в 2002 году, один ученый, создатель экспериментальной экономики, получит нобелевскую премию за «лабораторные эксперименты как средство в эмпирическом экономическом анализе, в особенности в анализе альтернативных рыночных механизмов». Я познакомился с Иваном Станиславовичем в середине 2000-х и  был свидетелем того, сколько сил и энергии нужно было, чтобы потихоньку продолжать закреплять право на существование экспериментальной экономики как науки. Иван Станиславович очень много для этого сделал и очень многих людей соединил. Сейчас его ученики работают в лучших лабораториях экспериментальной экономики России, США, Китая.

Когда я говорю «учитель» я имею в виду, что вырастить ученика – это тонкий, деликатный, сложный и многогранный процесс. И несмотря на современные классные учебники, приложения, онлайн курсы и пр. всё равно только человек, причем одаренный, может быть учителем. Всегда важен контакт человек-человек. Всегда важно чтобы учитель был отчасти психологом, знал, что именно ты знаешь и понимаешь, что именно тебе сложно дается. И Иван Станиславович был именно таким. Всегда что-то самое важное скрывается между строк, и лишь правильные подсказки, примеры, аналогии, а также взгляд и фирменная улыбка Ивана Станиславовича с оттенком иронии помогают это уловить.

Я помню, как давно мы много раз репетировали текст моего выступления перед конференцией. Сначала в поезде дальнего следствия. Потом уже в гостинице по многу раз прогоняли. В этом чувствуется много заботы. Я не исключаю варианта, что лет через 5-10 я приду к публичным выступлениям, и вот этот импульс, который был заложен много лет назад, сыграл здесь важную роль. Вот это я имею в виду под «многогранностью», ты сразу учишься очень многим разным вещам.Другой такой импульс связан с чтением научных статей на английском. Это сложная цепочка событий, но именно она привела меня туда, где я сейчас нахожусь. Мы, студенты и аспиранты, в тот момент как-то особенно расслабились, мне кажется. И чтобы нас «взбодрить» Иван Станиславович ввел такую практику, что каждую встречу один из нас готовит статью и рассказывает. То, что я сейчас обожаю читать научные статьи на английском и то, что я это делаю при каждой малейшей возможности, сама вот эта культура, — наверное, это было бы невозможно без тех наших обсуждений.

Вообще возможность познакомиться с Иваном Станиславовичем, его женой, немного узнать по рассказам про его дочек и их семьи – для меня это что-то вроде возможности соприкоснуться с героями черно-белого фильма про настоящую семью и настоящих советских ученых.

Читать полностью …



Александр Рукин, выпускник МФТИ

Я учился в МФТИ, 1987 год -год моего поступления, базовой кафедрой был Вычислительны центр Российской Академии наук (ВЦ РАН). Иван Станиславович Меньшиков -мой научный руководитель.

В мае 1995-го после восьми счастливых лет я защитил свою дипломную работу по теме «Применение модели оптимального рыночного портфеля ценных бумаг Марковица (CAPM) к рынку облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ)». Поступил в аспирантуру, остался вечным соискателем к.ф.м.н. — сдал кандидатский минимум по английскому и философии. Иван Станиславович мягко и бережно напоминал мне часто: «Надо защититься! Ведь Вас поминают на кафедре как перспективного аспиранта». (Это я нескромно пишу -зато точно -из песни слов не выкинешь!)

Яркие воспоминания? Их очень много -до моих 40лет мы много общались с Иваном Станиславовичем. FAST-центр .. Знаете, люди меняются и крепчайшие связи обрываются -но -заклады-то остаются!

Говорят, что человек, когда живет, размещает среди людей своего ближнего круга некие заклады -ступени, опираясь на которые только и можно сделать тот важный шаг и достичь Света. Необходимое и достаточное условие.

А давайте честно. Мне в Мiре его будет очень не хватать. Как отца. Иван Станиславович, идите к Свету.

Виталий Платонов, выпускник МФТИ

В 2004 году я был студентом пятого курса факультета Управления и прикладной математики МФТИ, когда в нашем учебном расписании появился новый предмет «Экспериментальная экономика». В его основе лежала программа FAST (Financial Analysis and Security Trading) – обучение различным экономическим теориям, моделям, финансовым рынкам и инструментам методами экспериментальной экономики, то есть с помощью проведения практических экспериментов на специальном программном обеспечении, симулирующем работу биржи.

Это была настоящая «бомба»! Во-первых, нас манил сам мир финансовых рынков и ценных бумаг: акции, облигации, фьючерсы, опционы… Кто из студентов не мечтает постичь все его тайны и заработать золотые горы?! Во-вторых, очень необычным был сам процесс обучения: вместо нудных лекций и семинаров мы сидели за компьютерами и торговали друг с другом на виртуальном рынке, пытаясь найти правильные стратегии, заработать побольше очков и обыграть своих одногруппников.

Честно говоря, это был самый необычный и самый интересный курс за всё время моей учебы в университете. И, конечно, главная заслуга в этом принадлежала Ивану Станиславовичу: он увлекал и мотивировал нас на поиск верных решений, при этом, в отличие от многих преподавателей, никогда не давил своим авторитетом, с ним всегда можно было поспорить, предложить свой вариант решения или даже разработать и провести свой собственный эксперимент.

Занятия и преподаватель мне настолько понравились, что я уговорил Ивана Станиславовича стать моим научным руководителем и в дальнейшем написал магистерскую диссертацию на тему анализа ценообразования финансовых активов методами экспериментальной экономики.

Тогда я ещё не думал, что этот курс определит мою карьеру после ВУЗа. Вообще, у меня было достаточно много различных областей, в которых мне было интересно начать карьеру – от программирования и IT до моделирования бизнес-процессов предприятий. Но определённо, благодаря Ивану Станиславовичу, финансовые рынки и ценные бумаги были мне весьма интересны, и мне казалось, что после курса «Экспериментальная экономика» я очень хорошо в них разбираюсь (как выяснилось в дальнейшем, я всё-таки себя переоценивал, и изучить мне ещё предстояло очень многое).

После окончания университета мне предложили работу в управлении ценных бумаг небольшого московского банка, думаю, что не в последнюю очередь благодаря присутствию в моём резюме курса «Экспериментальная экономика» и программы FAST (вроде бы руководители управления её тоже когда-то проходили). Уже на второй год работы так получилось, что мне дали управлять всем портфелем акций банка, потом я перешёл в инвестиционную компанию на должность управляющего активами, и понеслось…

И вот сейчас прошло уже почти 15 лет моей карьеры, и я все эти годы работал и продолжаю работать трейдером/управляющим активами на финансовых рынках. Я узнал ещё очень много нового, чего-то добился и стал экспертом в некоторых областях из этой сферы (или только думаю, что стал). И я очень благодарен Ивану Станиславовичу за то, что он передал мне часть своих знаний и опыта, и счастлив, что мне когда-то очень повезло его встретить.

 
Александр Шкловер, учитель математики в школе «Летово»

Иван Станиславович был для меня одним из главных людей на физтехе. Мне кажется, что я оказался в 202 ЛК не из-за то, что мне нравилась Экспериментальная экономика, а потому что мне нравился тот, кто ей занимался.

Иван Станиславович для меня — это образец осознанности, принятия других людей. Он знал, что люди разные и спокойно к этому относился. Он позволял мне нести ответственность за себя, самому решать, сколько времени уделять научной работе. Но при этом он никогда не оставался в стороне, не бросал и давал возможность вернуться. Иван Станиславович знал, что мне нравится работа с теорией, но не нравится анализ данных. Он нашел возможность, чтобы на кафедре экспериментальной экономики моя работа вообще была не связана с экспериментом.

Однажды мы с Иваном Станиславовичем говорили о новостях на телевидении. Он заметил, что их бывает смотреть очень полезно. Я ответил, что я все-таки не могу, слишком сильные эмоции неприятия меня обуревают. «Так вы их неправильно смотрите. Вы их смотрите, как зритель, а я анализирую, что мне говорят. Мне не важно, правда это или нет, мне важно, что они хотели сказать».
Мне кажется, что эта способность быть наблюдателем и помогала Ивану Станиславовичу принимать других людей. Он видел картину их глазами и потому мог разделить ее.

Маргарита Михайловская, выпускница МФТИ

Пост о теории игр давно зрел в моей голове, но не думала, что напишу его сегодня, да ещё и по такому печальному поводу. И, кажется, это будет длинная история. Сегодня ушёл из жизни мой преподаватель теории игр на физтехе Иван Станиславович Меньшиков. На физтехе так устроено, что ты можешь прослушать десятки часов лекций, и преподаватель тебе уже будет как родной, но это будет «родство в одну сторону», поскольку он не будет знать тебя не то что по имени, а даже в лицо. Может быть, у меня было небольшое преимущество, и меня в среднем чаще запоминали в лицо, поскольку девчонок на физтехе в те времена было от силы процентов 10. А с Иваном Станиславовичем мне посчастливилось даже пару раз побеседовать лично, и ещё немного пообщаться в переписке. В тот год как раз только-только вышла его книжка, и он просил нас искать в ней опечаткии давал за них дополнительные баллы. Баллы он давал только за новые найденные опечатки. И я их всё присылалаи присылала, а баллы всё копились и копились. И вот уже вроде он объявил, что опечаток больше нет, а я вышла на первое место в рейтинге по баллам… И я нашла ещё одну. Для того чтобы ее найти, пришлось вручную пересчитать огромную матрицу какой-то сигнальной игры, но мне интуиция подсказывала, что там что-то не так, и я не поленилась и нашла! Он меня так благодарил тогда и надеялся, что в дополнительном тираже всё удастся поправить. А потом ещё и пригласил помогать проверять наш же письменный экзамен, что тогда было совершенно невообразимой честью. В общем, это был яркий и полезный курс. Что, к сожалению, редко на старших курсах физтеха. Я ещё ходила и мечтала, вот бы мне такого научного руководителя. А потом мне сокурсники рассказали, что Иван Станиславович в своей Лаборатории экспериментальной экономики проверяет какие-то гипотезы, связанные с соционикой. А я тогда как раз была по уши в соционике… В общем, надо, надо было догнать, схватить за рукав и взмолиться, возьмите ж меня к себе…

Прошло лет 10. Два года назад, когда моя дочь София Ивановна была ещё совсем маленькая, меня попросили преподавать теорию игр здесь, в Вене. И вроде зачем, наслаждайся летом, отдыхай. Но мне захотелось тряхнуть стариной и вспомнить всё. Согласилась. Помню, как родители мужа искали ту синенькую книжку в нашей московской квартире, общаясь со мной по скайпу. «Ну вон-вон она, справа, тоненькая такая, между Machine Learning и «Пролетая над гнездом кукушки», да, точно она!» Сейчас эта книжечка лежит в верхнем ящике моего письменного стола. Только на днях её перекладывала с места на местои думала, не убрать ли подальше, но решила, нет, пусть лежит. И конспекты мои нашлись, и все записи. Глянешь на них, и не веришь, что своими руками ТАК писала. И что своими мозгами ТАК решала. Но всё вспомнилось, и новое выучилось, что тогда в программу не вошло. И я решала задачки из местного австрийского университета, сидя в парке, пока София Ивановна спала рядом в коляске. «Давай, давай ещё полчасика поспи, вот же, я почти нашла это равновесие Нэша в смешанных стратегиях». А потом я вела занятие, пока бабушка с дедушкой играли с Соней там же в парке, разложивна траве большое полосатое покрывало. А на следующее лето моя помощь потребовалась снова, и я снова всё быстренько вспомнила. А потом, чего добру пропадать, оказалось, что моей подружке тоже нужна теория игр. И я стала её обучать, и попутно придумывать, как этому учить нематематиков. Всё, как я люблю. Наука на каждый день, человеческим языком, и с примерами применения. И всё это время я думала, а не написать ли мне Ивану Станиславовичу? Поблагодарить его за то, как он здорово нас тогда научил. Ведь обрадуется же! А вдруг тот email ещё работает? А если нет? А вдруг он на facebook есть? А если нет? В общем, руки так и не дошли. До сегодняшнего дня.

Иван Станиславович, спасибо Вам! Я буду счастлива, если у меня получится учить кого-то так, как Вы учили нас. Вы ведь сможете это… там… прочитать? А я постараюсь найти в себе силы доделать этот курс про теорию игр для обычных людей и кому-нибудь его обязательно прочитаю. В картинках — синяя книжка, ворох черновиков из парка и тот первый email с опечатками…

Татьяна Бабкина,
к.ф.-м.н., МФТИ

Трудно об этом писать и невозможно осознать…
Ушел из жизни великий человек, невероятный ученый, научный руководитель Лаборатории экспериментальной экономики МФТИ и моей диссертации, Иван Станиславович Меньшиков.
Благодаря Ивану Станиславовичу и Ольге Меньшиковой делались мои первые шаги в науке (и в жизни!)… Иван Станиславович вдохновлял и будет дальше вдохновлять нас всех на научные свершения, вселять оптимизм и силу духа!

Иван Станиславович, спасибо Вам за все!

Анна Седуш,
МФТИ, Лаборатория экспериментальной экономики

Больше всего с Иваном Станиславовичем мы работали в этом учебном году. С августа мы начали обновлять курс по теории игр. За год до этого Иван Станиславович вел лекции с презентацией, то есть не писал формулы на доске, а показывал их студентам на слайдах. Это сильно экономило время на лекции, и отправленные слайды помогали лучше усвоить пройденный материал. Как известно, совершенству нет предела, поэтому Иван Станиславович думал, что бы еще сделать, чтобы студенты лучше сдавали экзамен по теории игр. И тогда Иван Станиславович придумал на каждой лекции давать студентам сыграть в те игры, о которых будет идти речь на лекции. Помимо очевидных преимуществ такого подхода повысилась вовлеченность, потому что надо не просто сидеть на лекции, а еще и принимать решения в игре, пришлось слушать лекцию, чтобы понять, как набрать больше очков, материал лекции стал ближе и понятнее.

Чтобы реализовать эту идею, мне приходилось писать каждую неделю по две игры. В пятницу-субботу Иван Станиславович присылал мне условия новых игр, и я принималась за работу.  Мы постоянно перезванивались, иногда по пять раз в день. Утром иногда он будил меня и спрашивал: «Я Вас не разбудил?» А я всегда говорила, что нет, чтобы он не волновался. Работы было очень много, но он никогда не ругал меня, если что-то не получалось и всегда верил, что я смогу. Когда программа была готова, я отправляла код, а Иван Станиславович запускал на своем компьютере и проверял, что все работает правильно. Кто-то другой мог просто дать задание и ожидать результат, зачем разбираться в чем-то новом, но только не Иван Станиславович. В субботу он звонил мне, когда выезжал, и мы ехали на Физтех на лекцию. Обычно мы приезжали за час иногда за полтора, брали оборудование и шли его настраивать в аудиторию. Иван Станиславович настраивал проектор для презентации, а я включала ноутбук, подключала роутер и точки доступа, чтобы студенты могли со своих телефонов или ноутбуков во время лекции присоединиться к вай-фаю и принять участие в играх. Когда подготовка была закончена, оставалось еще много времени, Иван Станиславович звонил Ольге Ростиславовне, чтобы сказать, что у нас все в порядке. А потом мы разговаривали о теории игр и экспериментальной экономике, о том, как учить студентов и школьников, о том, как Иван Станиславович, будучи школьником, готовился к экзамену по комплексным числам, о том, как в институте Ольга Ростиславовна помогала ему с программированием, о планах на будущее, конечно.  Но перед началом лекции Иван Станиславович всегда настраивался, ему надо было молча походить перед доской.

Иван Станиславович был для меня не только научным руководителем, но и близким человеком. Он всегда был готов помочь со всеми невзгодами и всегда интересовался жизнью своих «подопечных». Я очень не люблю обращаться к кому-то за помощью и утруждать кого-то, но это очень важно, что есть человек, на которого можно положиться.

Читать полностью …

Владислав Гежа, студент МФТИ

На 5 курсе наша пара по Теории игр была первой парой в субботу. Можно было бы ожидать, что на неё будет ходить мало народу – 5 курс, 1 пара утром субботы, но на народ ходил, причём почти все, у кого этот курс стоял в расписании. Не знаю, что нравилось другим, но мне больше всего нравились игры. Я не застал старого формата лекций, но меня вполне устраивал вариант, когда какие-то моменты можно будет посмотреть в учебнике или в презентации. А вот по-настоящему прочувствовать, как аудитория на самом деле уходит от равновесия Нэша и общественного блага, понять в какой-то мере тех, с кем ты учишься на потоке, можно было как раз с помощью игр на лекции. В конце концов, что может быть интереснее, чем сами люди? Иван Станиславович сам был интересным человеком. Он всегда интересно и не по бумажке читал свои лекции, общался с аудиторией. Когда я писал ему много писем на почту, пытаясь сделать свои первые задания со звёздочкой (я, кстати, в итоге так и не смог сделать эти первые звёздочки, хотя и значительно продвинулся), то думал, что, наверное, придётся долго ждать ответа. Но он отвечал на мои письма быстро и помогал мне разобраться даже в простых понятиях.

Помню, что считал тогда, что Теория Игр – это единственный интересный предмет в магистратуре (позже я “распробовал” ещё философию и французский). Когда я пришёл на курс по Экспериментальной экономики, то уже было какое-то ощущение знакомства и с курсом, и с Теорией игр. Помню, как жаловался на паре, когда мы играли в базовые игры с Теории игр, на отсутствие интереса. Но потом, когда Иван Станиславович начал предлагать нам заниматься различной самостоятельной деятельностью и всячески обещал поощрять это, я загорелся этим. Что может быть лучше, чем самостоятельно заниматься интересными тебе вещами и получать новые результаты? Я активно занимался анализами игр, придумал даже свою игру, когда был недоволен тем, как наша группа играла в “Общественное благо”. Когда Иван Станиславович предложил нам придумать свои игры про коронавирус, у меня практически сразу возникла идея. Так как моя идея была единственной, а я готов был заниматься ей и дальше, то мы начали активно сотрудничать с Иваном Станиславовичем, и успели даже провести несколько экспериментов с данной игрой. Он по-настоящему увлёкся этой идеей, у него было много планов на эту игру. Помню, что последние недели мы с ним много созванивались и обсуждали те или иные детали. Когда он заболел, то я не особо волновался, как, наверное, и многие другие. Я просто желал ему здоровья и надеялся на скорейшее выздоровление. Думал, что уже скоро мы опять сможем обсуждать результаты экспериментов и возможные пути улучшения игры. К сожалению, болезнь оказалась не такой безобидной… Я навсегда запомню Ивана Станиславовича как человека, увлекающегося своим делом, всегда готового к обсуждению того, что его интересует, преподавателя, который не ставит между собой и студентом никаких границ.

Ильинская Олеся, студентка МФТИ

В начале пятого курса я отправила Ивану Станиславовичу письмо с просьбой рассказать о темах, которые можно выбирать к диплому. Меня поразило то, как быстро он ответил на мое письмо. Я могу не отвечать на письма несколько дней, а он прислал мне подробный ответ со всеми необходимыми ссылками и литературой за 20 минут. Потом на лекциях по теории игр меня удивляло, как быстро он обрабатывает все результаты, я даже не успевала переключиться на следующую пару, а у меня на почте лежало заботливое письмо с материалами и домашкой. И на занятиях по экспериментальной экономике я окончательно поняла, насколько же сильно он любит то, чем занимается. Я, честное слово, никогда не встречала в своей жизни людей, которые с таким удовольствием и охотой подходят к своему делу. За одну ночь он обрабатывал результаты проведенных игр, а на мои анализы, присланные в два часа ночи, был ответ в девять утра. И самое важное, он заряжал любовью к своему делу. И даже не важно, какое именно дело, он своим примером учил меня любить все, за что берешься, если уж ты взялся за это. Я делала анализы, потому что мне было интересно, а не потому что “надо”, я читала статьи, потому что интересно, а не потому что меня попросили, мне самой хотелось придумывать игры. И Иван Станиславович учил не только играм и экономике. Он учил любить то, что тебя окружает. Он всегда с такой любовью давал Ольге Ростиславовне рассказать про нашу психологию по тестам, а она порой подкалывала его в бытовых вопросах и ох с каким же удовлетворением на лице он над этим смеялся. И в такие моменты, казалось бы совсем незаметные, ты, вроде совершенно сторонний человек, который просто пришел на эту пару, и даже может никогда не говоривший с ними один-на-один, смотришь на это со стороны и понимаешь, что учишь на этой паре самый полезный урок в своей жизни: любить.

Арман Цатурян, студент МФТИ

Маленькая история о том, как я впервые встретил Ивана Станиславовича. Случилось это не на 5-м курсе на Теории Игр, а в осеннем семестре 1-го курса. Я жил не в общежитии и по пятницам, чтобы попасть на лекцию по общей физике, мне приходилось выезжать на Физтех на несколько часов раньше, чем обычно, так как перед 3-й парой был перерыв в электричках. В итоге я приезжал ко второй паре из -за отсутствия дел сразу шел в Главную Физическую, где через пару ожидалась лекция по механике.

К своему приятному удивлению я обнаружил, что на второй паре проходит лекция старшекурсников, и рассказывают там про какие-то игры! Это был курс теории игр от Ивана Станиславовича. Он сразу произвел впечатление колоритного человека, которого было действительно увлекательно слушать. Ходить на курс и разбирать простые игры было супер интересно, особенно на фоне базовых курсов в первом семестре.

В перерывах Иван Станиславович любил рассказывать новости из мира финансов, бизнеса. Он рассказывал что-то, что он «услышал сегодня по радио BusinessFM пока ехал в МФТИ…», а дальше устраивал дискуссию и узнавал мнение студентов о том или ином событии. Я такое просто обожал. В один момент мы дошли до Равновесия Нэша, и тут случилась сенсация для меня. Я ведь смотрел «Игры Разума» в школе: оказывается я на первом курсе уже изучаю науку, за которую Джону Нэшу Нобелевскую премию присудили!

Курс Теории игр, который я застал уже на 5-м курсе в 2019 году, совсем преобразился: он стал возможно самым динамичным и увлекательным курсом для меня за весь Физтех с многоразовыми играми в аудитории, но с тем же Маэстро, что и 4 года назад.

Спасибо, Иван Станиславович, за лучший курс, за дискуссии в аудитории и за горящие глаза у зеленого первокурсника. Светлая память!

Олег Саттаров, магистр МФТИ


К сожалению, я знал Ивана Станиславовича не так долго, как многие другие, но я тоже хотел бы поделиться своей, хоть и небольшой, но все же частью памяти о нем.

В первый раз мы с ним начали активно общаться всего год назад. В то время занятия по экспериментальной экономике у меня пересекались с занятиями по военной подготовке, поэтому весь семестр мне не удавалось попасть на занятия. В конце курса ясвязался с Иваном Станиславовичем, и он сразу вошел в мое положение, предложил написать несколько анализов игр, чтобы исправить оценку. Я сразу принялся за дело, а Иван Станиславович всегда был готов отвечать на письма с вопросами, которые у меня возникали. В конце концов он даже воодушевил меня доделать все эти анализы до такого
состояния, чтобы их хватило на четверку.

Прошло еще несколько месяцев, в следующем семестре я уже исправно ходил на семинары по экспериментальной экономике, не пропуская ни одного занятия. Сложно описать это словами, но я все лучше “чувствовал” Ивана Станиславовича, как это бывает со мной при общении с по-настоящему хорошими людьми. В то время я страдал от нелюбимой темы научной работы и находился в целом в довольно подавленном настроении. В какой-то момент мне пришло осознание, что так больше не может продолжаться, и надо что-то менять, и тут я понял “вот же он, тот по-настоящему отзывчивый и понимающий научный руководитель, какого у меня никогда еще не было за шесть лет учебы на физтехе, как же я раньше не додумался!”. Я сразу же написал Ивану Станиславовичу, и после личной встречи он уже готов был принять меня в свои ученики.
Забавно, но получается, что по сути Иван Станиславович спас меня от депрессивного состояния, которое преследовало меня уже некоторое время: он был действительно заводным человеком, который умел заражать других своим энтузиазмом, и этим энтузиазмом он смог заразить даже меня.

Я запомню Ивана Станиславовича как светлого человека, и мне приятно видеть,как люди здесь оставляют о нем столько приятных воспоминаний.

Алена Шилова, магистр МФТИ

Позвольте принести Вам мои глубокие соболезнования. Я глубоко опечалена смертью Вашего мужа. Он был прекрасным преподавателем и руководителем, чутким наставником. Иван Станиславович помог осуществить мои первые шаги в науке, показав невероятную поддержку и веру в меня и в мою работу, и за это я буду вечно благодарна ему. Я и многие другие студенты будем всегда дорожить воспоминаниями о проведенном времени в лаборатории: проведение экспериментов, и участие во множестве интересных исследованиях. Мы получили интересный опыт и полезную перспективу на многие социальные и экономические события в нашей жизни. Всё это благодаря вашим стараниям и труду с Иваном Станиславовичем.
Я скорблю вместе с Вами, и храню светлую память о нем.

Алина Журавлева, выпускница МФТИ

Иван Станиславович ушел из жизни, трудно в это поверить. Ольге Ростиславовне очень сочувствую, надеюсь, что работа хоть немного помогает ей держаться. Я помню, что и лекции, и семинары у Ивана Станиславовича были очень интересными. Я, как и все, с удовольствием на них ходила. Мне запомнилось, что он был человек очень разносторонний и творческий, который всегда был на позитиве, что уже вызывало огромное уважение и очень к нему располагало. Было видно, что он не только очень много знает о своем предмете, но и настолько увлечен им, что этот энтузиазм легко передавался и нам, а это редкость! Мне очень нравилось, что к каждой теме курса он мог привести столько примеров того, как это встречается в реальной жизни, что, наверное, только время лекции, его ограничивало. Из конкретных тем больше всего запомнился психофизический эксперимент по принятию решений с использованием кресел и датчиков. Потрясающая идея, очень здорово, что довелось в этом поучаствовать! Спасибо большое ему и Ольге Ростиславовне за уютную атмосферу творческой лаборатории, у меня это одно из самых приятных впечатлений о Физтехе!

Ирина Штыхлина, магистр МФТИ

У меня есть несколько воспоминаний об Иване Станиславовиче.

Первое воспоминание связано с лекциями по теории игр. У нас в семестре была одна контрольная, а затем экзамен по завершении курса. Те, кто хорошо написал контрольную работу, получали некоторое преимущество перед теми, кто не писал или написал плохо. В нашем году было так: все те, кто написал контрольную работу хорошо или отлично (их было человек 15), на экзамене были посажены отдельно от остальных на первые три ряда аудитории, то есть отличники сидели с отличниками, а все остальные ребята за ними на верхних рядах. Так Иван Станиславович хотел бороться со списыванием на экзамене -не у кого же будет списывать! Но это не все,он сделал еще одну хитрую вещь. Он добавил одну задачу из прошлого года (почти один в один) в наш экзамен. Все те, кто хотел списывать, обрадовались и благополучно сделали эту задачу. Потом Иван Станиславович сообщил в письме с оценками, что это было сделано специально,и так он вычислил тех, кто списывал, но занижать оценки никому не стал. И сделал вывод, что списывания совсем не было на первых трех рядах, где сидели отличники.

Я из 8-ой экономической группы, поэтому у нас был годовой курс экспериментальной экономики в магистратуре. Это на самом деле очень интересный курс, который совмещает теории игр (ту, что мы проходили на лекциях по теории игр семестром ранее) и практику. Мы играли в разные игры, в которых необходимо принимать решение. После игры все результаты высылаются на почту, и желающие студенты могут проанализировать происходящее. Несколько раз я тоже пыталась сделать анализ. Игры часто подразумевали кооперацию или эгоистичное поведение: «забрать как можно больше себе и никому ничего не дать». Наша группа разделилась на два лагеря: кооперативные и так себе. Те люди, которые не стремились к кооперации (обычно это были мальчики),вызывали естественный эмоциональный отклик у людей, которые стремились к кооперации (обычно это были девочки). Я пыталась проанализировать похожую игру и заметила, как одна моя подруга заработала меньше, чем все остальные. Я, конечно же, из женской солидарности пыталась выразить свое недовольство в анализе. Это получился совсем неформальный текст с такими эмоциональными предложениями: «А где справедливость?» Когда я отправляла текст Ивану Станиславовичу, я написала: «Заранее извиняюсь за излишне фривольный текст». На что Иван Станиславович ответил: «Хороший анализ, фривольности я не заметил» и скидывает мне ссылку со значением этого слова: https://dic.academic.ru/dic.nsf/seksolog/2261 Я даже не ожидала, что такое значение у этого слова!

Занятия по экспериментальной экономике проходили в пятницу вечером. Обычно в магистратуре все студенты уже пытаются работать, и я в том числе. На некоторых парах студентов не увидеть совсем. Однако, экспериментальная экономика не в их числе -это очень интересный предмет, возможно, самый интересный по сравнению со всеми курсами на физтехе. Это предмет,на котором мы пытались разобраться, как человек поступает в играх и почему, связано ли это с его психологическим типом? То есть получается маленькая жизнь. Зная, как поступают люди определенного психологического типа,и сколько их участвует в эксперименте, можно прогнозировать исход ситуации. А также это могло иметь применениев создании команды — кто с кем икак может взаимодействовать самым эффективным способом. Занятия всегда сопровождались смехом, так как у Ивана Станиславовича отменное чувство юмора, а также теорией, понимая которую необходимо «включать мозги». На 6-ом курсе я ходила только на занятия по экспериментальной экономикеи рада была встретиться там со своими однокурсниками и узнать, как у них дела.

Айтыгулов Эрмек, магистр МФТИ

Я пропустилпервые 2-3 занятия по курсу «Экспериментальная экономика» из соображений, что можно еще нагнать материал, а остальные занятия из страха перед осуждающим взглядом преподавателя. В случае с Иваном Станиславовичем этот страх был совершенно напрасным. На первом посещенном занятии приятным удивлением была дружественная и свободная атмосфера. Мне очень нравилось в Иване Станиславовиче то, как с ним было легко разговаривать, его юмор, шутки в стиле “отберу телефоны и отдам директору физтех школы”. В общении с ним чувствовался интерес к своему предмету, интерес к происходящему вокруг, и это вызывало во мне большое уважение к нему.

Русскин Алексей, студент 5 курса

Сейчас я учусь на 5 курсе ФУПМа. В первый раз услышал про Ивана Станиславовича Меньшикова, когда на втором курсе надо было выбирать кафедру. На мой вопрос, что интересного происходит на одной из кафедр, было сказано, что там есть Меньшиков Иван Станиславович, который читает один из лучших курсов по теории игр. На кафедру я в итоге не попал, но момент запомнился.

Чудо-лектора увидел уже на 5 курсе. В этот к этому моменту появилась легкая разочарованность от большинства предметов, складывалось ощущение, что почти никому это не нужно. На этом фоне Иван Станиславович очень выделялся. Выделялся тем, что отдавал на лекциях очень много энергии, просто вёл нас за собой…Мне понравились правила проведения занятий, все продумано до мелочей. Тут же внутренний голос говорит: «Логично, если ведешь теорию игр, правила нужно соблюдать». И эта логичность была приятна студенту математического факультета.Но игра -игрой, а человек самый настоящий, и это тоже сразу чувствовалось. Чувствовалось, что говорит, что думает, что заботится об удобстве окружающих…Я видел его только на лекциях и контрольных в течение одного семестра, но даже такой небольшой контакт с хорошим человеком оставил тёплое воспоминание в моей душе.

Наумова Марина, студентка 5 курса

Хотела бы поделиться своим впечатлением о курсе «Теория игр». Я обучаюсь в магистратуре физтех-школы ЛФИ по индивидуальному плану, при составлении плана я выбрала курс «Теория игр» ФУПМа по краткому описанию на сайте МФТИ. Курс оказался действительно очень интересным и полезным. Впоследствии во многих других предметах я сталкивалась с определениями и методами из этого курса, например, в курсе «Экономика наукоемких технологий» МФТИ, а также курсе «Рынки капитала и финансовые институты» на Coursera. Более того, помимо содержания этот курс запомнился отношением к студентам и интересным подходом Ивана Станиславовича Меньшикова к преподаванию. Я впервые за свое обучение в МФТИ участвовала в онлайн-играх прямо на лекциях. Каждый раз,чтобы организовать онлайн-игры на лекциях, в аудиторию приносили специальное оборудование (роутеры или что-то подобное), а также постоянно присутствовала помощница Ивана Станиславовича, которая помогала с техническими вопросами организации онлайн-игр. Когда у кого-то смартфон не подключался к сети, то всегда находили решение, преподаватели выдавали свои личные смартфоны для того, чтобы каждый смог поучаствовать в игре и потом проанализировать результаты. После лекции всем рассылались материалы с лекции, результаты проведенных игр и информация о дальнейших занятиях. Этот курс запомнился именно таким внимательным отношением к слушателям.

Для меня курс был нелегким к прохождению. Для тогочтобы повысить оценку в конце обучения,нам было предложено самим проанализировать несколько интересных игр с лекций или из других источников. Для меня было интересно ознакомиться с иностранной литературой и проанализировать несколько игр. Сейчас я пользуюсь полученной информацией в учебе и даже в работе.

К сожалению, я не участвовала в курсе «Экспериментальная экономик», однако от ребят слышала только положительные отзывы и рассказы об интересных играх.